На комедии «Кавказская пленница» режиссера Леонида Гайдая, снятой 45 лет назад в 1967 году, выросли практически три поколения. Станет ли новая история «Кавказская пленница-2» не проходной, а знаковой?
Ответ на этот вопрос будет, когда фильм выйдет на экраны - в декабре 2012 года. Но кое-какие подробности уже известны.
Генеральный продюсер «Кавказской пленницы-2» - Федор Бондарчук. Режиссер - Михаил Шевчук. Главный спонсор – компания «Курорты Северного Кавказа». Спонсоры не скрывают рекламно-популистских идей: задача картины – рассказать зрителям, что на Северном Кавказе сегодня не только красиво, но и спокойно. Боевики не бегают, с ножами на туристов никто не кидается. В общем, в равной степени как творческий, так и бизнес-проект.
- У нас не римейк, - рассказала нам сопродюсер ленты Анна Ольшанская, - Это отдельная история. Как у Леонида Гайдая в «Кавказской пленнице», есть молодые симпатичные главные герои, есть красивый обряд – похищение невесты, несколько перекликающихся сцен. Но на этом, пожалуй, сходство заканчивается.
В день нашего приезда на съемочной площадке главный герой объяснялся в любви «спортсменке и красавице» Нине. А отвергнутый жених Нины, гордый горец Руслан (несколько моложе «товарища Саахова, ах, какого жениха!») гонялся за влюбленными по горам на автомобиле.
Главного героя играет Константин Крюков. Нину – актриса Любовь Новикова, это ее первая главная роль. В кинотусовке говорят, что внешне девушка похожа на молодую Анжелину Джоли.
Остается добавить, что в «Кавказской пленнице-2» согласились сняться два великих «киностарика» - 90-летний Владимир Этуш, и 96-летний Владимир Зельдин. У любимцев публики небольшие, но яркие роли.
Новая картина будет пронизана обаянием данелиевского Кавказа
— Мотор!
— Мотор идет!
— Камера!
— Девяносто восемь один-один, — щелкает хлопушка.
— Начали, Костя!
Здесь, на высоте больше двух тысяч метров, в горах Карачаево-Черкесии проходят съемки фильма по мотивам ставшей классикой гайдаевской «Кавказской пленницы». Рабочее название новой картины «Кавказская пленница-2», но, как утверждают создатели, это не ремейк и сценарий картины совершенно оригинален.
На съемочную площадку, которую оборудовали на достаточно живописном склоне, вскарабкивается УАЗ с журналистами, в простонародье именуемый «буханкой». Надежная, проходимая и практичная машина — эдакий осколок советских времен здесь — еще больше трогает за душу, когда на борту когда-то белой, а теперь посеревшей кареты высвечивается красный крест скорой помощи. Невольно начинаю искать глазами кепки-аэродромы, пиджаки поверх галифе, заправленных в хромовые сапоги аксакалов.
Но не могу найти даже более тривиальный сельский вариант с обычными костюмными брюками в кирзовых сапогах. Напрягаю воображение — не чувствую «совка». А жаль. И водитель, карачаевец в спортивной куртке «Адидас» не скажет «будь проклят тот день» и далее по тексту.
— Сто-о-оп-сто-о-оп!
— Корсет не надеваем, слезы не даем, сейчас следи за ритмом и за пластикой! — режиссер Михаил Шевчук дает указание Нине, вернее, Любови Новиковой в роли жгучей горянки Нины.
Молодая актриса в образе. На площадке тишина, и даже пара орлов, кружащих над соседней горой Пастухова не издают криков. Слышно только щелканье фотоаппаратов вывалившихся из «скорой помощи» журналистов. Героиня прижала ладонью ключицу, словно стараясь нащупать и не потерять комок, подступивший к горлу.
Позади нее в длинной, ниже колен (в отличие от никулинской) черкеске черного цвета закуривает Константин Крюков, исполнитель главной мужской роли. Прячет зажигалку в карман штанов, ловит мой пристальный взгляд, упавший на серебристые газыри. «Нет, не выстреливают»
— Так, давайте еще раз!
— Мотор!
— Знаешь, я подумала, может, еще не очень поздно?.. — сегодня здесь один из самых сложных и важных съемочных дней. Снимают ключевую сцену объяснения в любви.
Насколько можно догадаться (так как создатели не раскрывают всех подробностей сюжета), Борис (герой Крюкова), интеллигентный добродушный молодой человек, оказавшийся волею судеб в суровых реалиях Кавказа, похитил Нину, которую строгий отец хотел выдать за горца Руслана. Девушка же хочет выйти замуж по любви. Борис в свою очередь сам сбежал из-под венца — из Австрии за ним гонится его бывшая невеста, иностранка.
Вообще сюжет фильма, который, как заверяют создатели, станет романтической комедией, насыщен погонями и трюками. Константин Крюков уже сыграл в сцене с погоней на лыжах, которую снимали на Красной поляне. Влюбленные герои успели повисеть над пропастью, что, по словам самих исполнителей, напомнило известный эпизод из фильма «Скалолаз» со Сталлоне.
— Руслан! Скорее бежим! — Борис и его возлюбленная, которых, видимо, настиг бывший жених Нины, выбегают из кадра.
— Стоп! Снято!
Позади съемочной группы, метрах в тридцати, на травяном склоне каскадеры репетируют погоню. УАЗ с козлиными рогами на капоте и застеленными коврами сидениями надрывно ревет, пытаясь угнаться за квадроциклом, верхом на котором сидят дублеры Крюкова и Новиковой.
Несмотря на определенную атрибутику: рога, черкеску, сапоги, создатели, судя по всему, не гонятся за четкой этнической идентичностью. Действие происходит где-то на Северном Кавказе, а в кадре можно слышать не только аварскую и черкесскую, но даже австрийскую речь. Впрочем, подобная «универсальность» чуть не обернулась конфузом для всей съемочной группы, когда снимали эпизод с кавказской свадьбой.
«Дело в том, что мы нагнали массовку из местных жителей. Выбрали подходящий ковер, в котором похищают невесту, чтобы закатать в него Любу. Но тут смотрим, чего-то у актеров массовки лица какие-то грустные», — рассказывает Шевчук.
Наконец недоумевающие аборигены подошли к киношникам и поделились, что в «ковер заворачивают, когда хоронят», а невесту принято красть, закутав в бурку. Выяснилось, что группа бабушек уже собралась играть роль плакальщиц.
«Когда ко мне попал сценарий, мне было дико интересно. Неужели мне удастся туда съездить и разделить гениальную мысль, что Кавказ — это в первую очередь достаточно доброе место, где живут дружелюбные люди, которые, в общем-то, несут добро», — делится в перерыве после отснятой сцены Константин Крюков и тут же с усмешкой добавил, что перед вылетом на съемки ему позвонили восемь человек с предложением организовать личную охрану.
Спонсор фильма, компания «Курорты Северного Кавказа», строящая горнолыжные курорты в регионе, не скрывает, что картина во многом должна способствовать созданию позитивного имиджа Кавказа, как мирного и спокойного места.
В то же время режиссер фильма утверждает, что создателям пришла в голову мысль «вернуть на экран обаяние такого данелиевского Кавказа, данелиевского юмора». «Мне кажется, это возможно, потому что этого не хватает», — говорит Шевчук.
Отчасти, наверное, поэтому авторы фильма решили пригласить Владимира Этуша, который сыграл товарища Саахова в «Кавказской пленнице». Сам он, однако, до боли знакомым голосом позже проговорит мне в трубку: «Дорогой мой, я не видел сценарий, я должен увидеть сценарий, тогда я все пойму!». Тем не менее, мэтр не откажется от съемок, если сценарий его устроит — «все зависит от того, кто это делает и как это делает».
А те, «кто это делает», полны оптимизма и уверенности в себе. Услышав имена Этуша и Зельдина (которому тоже предложили участие в проекте) главная героиня с улыбкой отмечает, что для нее это большая честь.
Сейчас в горах начинает накрапывать дождь, в считанные минуты соседнюю сопку опоясывает черный пояс из туч. Актеры под зонтиком готовятся к съемкам следующего плана. Любовь Новикова аккуратно убирает волосы за ухо — несколько предыдущих дублей непослушные пряди не давали снять лицо молодой актрисы. Она уверена в себе и обаятельна, и когда речь заходит о ее «предшественнице» Наталье Варлей, Новикова говорит, что осознает большую ответственность. И чуть погодя добавляет: «Я подумала, какая же я дурочка, что я с ней не связалась. Такая возможность была и есть, но я вроде как уже играю... То есть, что я сейчас буду у нее спрашивать? Но, конечно, я очень хотела бы с ней познакомиться».