Интервью с магом и волшебником
Сергеем Сафроновым
Боева:
- У нас в гостях маг и волшебник Сергей Сафронов, один из трех братьев Сафроновых. Не так давно вас стали приглашать по отдельности, потому что долгое время вы были братья Сафроновы.
Сафронов:
- А мне казалось, наоборот, раньше как раз были Илья Сафронов, Андрей Сафронов, а сейчас некое сплочение идет. То есть мы все-таки раскручиваем бренд, и бренд называется «братья Сафроновы». Нет бренда «Сергей Сафронов» или «Илья Сафронов», есть бренд «братья Сафроновы». У нас много шоу, сейчас будет новое шоу, мы готовим абсолютно новую сценическую программу, которую увидят зрители уже в этом декабре. Будет 17 концертов.
Боева:
- А как удается, постоянно гастролируя, еще уделять время на то, чтобы готовить новую программу?
Сафронов:
- Просто никогда не останавливаемся. Даже сейчас, несмотря на то, что в студии один я нахожусь, братья сейчас работают, чертят чертежи. Буквально завтра мы уезжаем в Украину, и там будем снимать продолжение своего шоу «Украина чудес», где мы ездим по городам и удивляем всех огромными, масштабными чудесами. Например, 6 февраля мы осуществили свою мечту, заставили исчезнуть статую «Родина-мать» в Киеве.
Боева:
- На место вернули?
Сафронов:
- Безусловно, вернули. И параллельно, пока мы ездим по Украине, по гастролям, в Москве пять мастерских работают по тем чертежам, которые мы им предоставили, и готовят новые аппараты, новые декорации. Так что все параллельно идет, движется, никогда не останавливается.
Боева:
- Если зайти на официальный сайт братьев Сафроновых…
Сафронов:
- Кстати, он сейчас стал новый, красивый.
Боева:
- Да, посмотрела. После каждой новости практически возникают сомнения: а увижу ли я и всех остальных братьев Сафроновых? То, что-то приключилось с Ильей, его на «Скорой помощи» увезли прямо с площадки, то новость такого рода: братья Сафроновы попали под грузовой автомобиль в Ивано-Франковске. Что там за история?
Сафронов:
- На самом деле очень много таких историй. Потому что всякий раз, когда мы беремся за какую-то новую идею, новый трюк, мы хотим не просто этим трюком удивить зрителей, мы хотим их шокировать. А чем можно шокировать и вызвать эмоции у зрителей? Только какой-то опасностью, какой-то неожиданностью, непредсказуемостью, и в то же время зритель должен сочувствовать героям. Когда все эти определения совмещены в один трюк, вот тогда получаются такие новости. Потому что сейчас, после «Украины чудес», мы вернемся, и нам каскадеры выдадут дипломы, то есть мы будем уже профессиональными каскадерами. Мы сами выполняем трюки, и те трюки, которые мы делаем, каскадеры нам порой запрещают их делать, они говорят: надевай на себя защиту, шлем. Я говорю: если я надену на себя защиту и шлем, тогда в чем будет трюк? Я недавно на мотоцикле проехал сквозь стекла, на стеклах были наклеены карты. Одна из этих карт была выбрана зрительницей. Я должен был на ходу, проезжая, разбивая на мотоцикле все эти стекла, схватить эту самую карту.
Боева:
- А в чем секрет?
Сафронов:
- Секрета нет, все происходило на самом деле. Стекла были настоящие, мотоцикл был настоящий, я во время репетиций два раза упал. Самое страшное, что когда я проехал сквозь стекла, меня каскадеры предупреждали: стекла тебя порежут, надень хотя бы шлем.
Боева:
- Порезался?
Сафронов:
- Хорошо, что надел шлем. Когда я увидел свои порезанные руки, когда я снял с себя шлем, то увидел, что он весь поцарапан от этих самых стекол, я понял, что мы, наверное, перегибаем порой палку. И вот эта история с Ильей, когда хирурги ему помогли, просунули сквозь нос нитку и достали через глаз. На кончик носа привязали настоящий рыболовный крючок, и Илья должен был тянуть за ниточку, и крючок попадает в нос и вылезает из глаза. Вот такая была задумка. Но в результате получилось так, что крючок реально застрял в носу, пошла кровь, и вытащить его было практически невозможно. Вот тогда вызвали «Скорую», хирургов, они увезли Илью и работали с ним в больнице.
Боева:
- Вы каким-то членовредительством занимаетесь.
Сафронов:
- Да, именно этим мы и занимаемся.
Боева:
- Есть иллюзионисты, которых вы могли бы поставить в один ряд с собой?
Сафронов:
- Я не люблю такие вещи озвучивать. Зная всю историю иллюзионного жанра, особенно современную, я вижу обалденное шоу Криса Энджела. Мы относительно недавно были в Лас-Вегасе и видели шоу Дэвида Копперфильда, видели шоу Пенна и Теллер, видели шоу Криса Энджела. Ведущие иллюзионисты работают в Лас-Вегасе. Конечно, есть иллюзионисты в Европе. Но если они не в Лас-Вегасе, значит, они пока еще не на уровне, хотя бы даже легендарности своей. Например, когда Дэвид Копперфильд выходит на сцену и работает те трюки, которые мы в принципе уже все видели, тем не менее, он делает их настолько профессионально, настолько чисто, настолько красиво, что в конце его шоу зал встает и аплодирует. То же самое я вижу у Криса Энджела, у него огромное количество программ, которые выходят еженедельно на американском канале. Они прошли с бешеным успехом. Крис Энджел тоже один из самых популярных иллюзионистов в мире.
Сейчас то, что мы снимаем в Украине, могу честно сказать, что это шоу не просто способно конкурировать с западными аналогами, а оно уже сейчас дает фору. Потому что те трюки, которые мы там делаем, по своей масштабности они сами по себе становятся легендарными. Ну, например, трюк, когда настоящий военный корабль, настоящая пушка. Андрея мы засунули в коробку, коробку в лодку, лодку откатили в море, и военный корабль стреляет в эту самую лодку. Нам разрешили сделать выстрел из пушки военного корабля, чтобы разнеслась лодка, где в коробке находился Андрей.
Боева:
- Андрей сейчас где?
Сафронов:
- Андрей сейчас зализывает раны. Сейчас мы снимаем второй сезон «Украины чудес». И сейчас мы ставим перед собой задачу именно каскадерской истории. То есть мы берем за основу каскадерские трюки, в которые мы засовываем фокус, иллюзию. На примере тех же стекол. Это же классический трюк, когда зритель выбирает карту, иллюзионист ее каким-то образом теряет и потом волшебным образом ее находит.
Мы сейчас в Украине очень популярны, каждый город с нетерпением ждет, когда мы приедем к ним со своим шоу «Украина чудес», будем на их площадях показывать эти масштабные трюки. Там собираются тысячи людей, и мы выходим и показываем трюк с поролоновыми шариками, тремя веревочками или с картами. Это было бы смешно. То, что в новостях написано, что грузовик сбил братьев Сафроновых, - вот на это и делается весь акцент. Делаются такие масштабные трюки. У нас танки, самолеты, памятники, здания. Мы специально делаем все настолько масштабно, чтобы это было по-настоящему зрелищно, чтобы люди смотрели на это.
Боева:
- Дорого, наверное?
Сафронов:
- Очень дорого.
Боева:
- Окупается?
Сафронов:
- Я не знаю. Это уже решает канал. Но если после первого сезона нам предложили сделать второй сезон, я думаю, что да. Даже несмотря на то, что исчезновение статуи «Родина-мать» стоило 200 тысяч евро.
Боева:
- Не однажды задавали Сафроновым вопрос: не хотите ли вы создать совместный номер или шоу с Копперфильдом? И Сафроновы всегда отвечают однозначно, что нет. Кстати, правда, что вы его поблагодарили, когда встречались в Лос-Анджелесе?
Сафронов:
- Даже не просто поблагодарили. Вы же помните, что в 1983 году Копперфильд заставил исчезнуть статую Свободы в Нью-Йорке. Он сделал исчезновение статуи ночью, а мы сделали днем. Причем у нас исчезла сама женщина с мечом и щитом, а постамент и лестница, ведущая к этому памятнику, остались, их все видят в кадре. И в конце мы посвятили этот трюк Дэвиду Копперфильду. Потому что именно он сыграл важнейшую роль в определении профессии, с которой мы пойдем по жизни, он сыграл важнейшую роль в нашей жизни, и мы не могли его отблагодарить не только лично, но и на весь мир.
Боева:
- С одной стороны, он мэтр, возможно, сыграл какую-то роль в формировании вашего волшебно мыслящего сознания. Тем не менее, есть же какие-то звезды, которых многие не считают звездами, которые, например, поют с Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, и не стесняются этого. А братья Сафроновы на самом деле такие скромные, или дело в чем-то другом?
Сафронов:
- Недавно я услышал потрясающе мудрую фразу: скромность это путь к безвестности. Поэтому в жизни я воспитанный, не имею наглости никогда подойти. Общаясь с очень влиятельными людьми, у меня никогда не хватает наглости подойти и сказать: здравствуйте, вы не могли бы нам помочь? Не могу себе этого позволить. Однажды я набрался мужества и все-таки подошел к Егору Кончаловскому и Алексею Голубеву и с ними познакомился. Мы сейчас очень плотно и тесно общаемся. Но так, чтобы подойти к легенде и сказать: мистер Копперфильд, а не хотели бы вы с нами сделать… Я думаю, что ответ был бы однозначный. Глядя на его график, это 100%.
Боева:
- А вдруг он тоже стесняется?
Сафронов:
- Знаете, я верю в чудо, я верю в невозможное. Я верю, что рано или поздно это произойдет, просто к этому нужно подготовиться, сделать так это шоу, чтобы о нем говорили, чтобы не было стыдно. Мы сейчас делаем новое шоу, к которому мы готовились очень долго. То шоу, которое сейчас мы работали, мы создавали его по крупицам в течение 10 лет. В старом шоу есть много трюков, которые работает Дэвид Копперфильд, поэтому объединиться мы уже никак не можем, это было бы глупо. Поэтому сейчас мы сделаем новое шоу. Копперфильд тоже не останавливается, он работает дальше, он создает новые иллюзии. И вот когда мы будем готовы, я думаю, что волею судьбы всё будет.
Боева:
- А как вы учились в школе?
Сафронов:
- Да плохо я учился - двойки, тройки. И вообще я не любил никогда учиться.
Боева:
- Если посмотреть на ваши трюки, что иногда понимаешь, что люди должны быть однозначно грамотными. Потому что это знание физики, математики, всего остального. Там даже не какая-то элементарная должна быть база среднеобразовательного уровня, а достаточно хорошие знания многих наук.
Сафронов:
- Абсолютно верное замечание. Да, это все необходимо. Но если мы говорим про школьные годы, то тогда я еще не знал, что буду иллюзионистом, что все, чему меня там обучают, мне пригодится. Но я должен сказать огромное спасибо всем нашим учителям, особенно директору школы. Знаете, все, что ни делается, все к лучшему. После окончания 9-го класса директор к нам подошел и говорит: ребята, не идите в 10-11 класс, вам там будет очень тяжело, идите в цирковое училище. И мы пошли в цирковое училище. Когда мы его закончили, мы поняли, что хотим заниматься фокусами, иллюзией. Нам нужно было помещение, где мы могли бы делать свои эксперименты, что-то пробовать, собирать и т.д. Мы пришли в школу, подошли к директору и говорим: нам нужно помещение. И он нам выделил актовый зал, кабинет труда, где есть все инструменты. И к Дню учителя мы сделали несколько трюков и показали их.
Боева:
- Волновались?
Сафронов:
- Я всегда волнуюсь. Даже сейчас сижу, с вами разговариваю, а сердечко-то бьется. Знаете, не волнуется, наверное, только дурачок. Потому что мы всегда понимаем ту колоссальную ответственность за то, что мы говорим. Ведь многие же берут с нас пример – и с вас, и с меня. И мне это очень приятно. Я должен показывать правильный пример. Если уж мы выходим на сцену, после этого к нам подходят молодые иллюзионисты, фокусники в разных городах и говорят нам огромное спасибо за то, что мы показали, что в этой стране жанр этот можно поднять.
Боева:
- Вы упомянули учебу в цирковом училище. Обычно люди таких профессий это династии. Откуда вдруг взялось аж три иллюзиониста в вашей семье?
Сафронов:
- Династии у нас никакой нет, мама и папа инженеры. Все началось с самой обыкновенной мечты нашей мамы. Она всегда мечтала быть актрисой, хотела, чтобы ее показывали по телевизору. Но у нее ничего не вышло, потому что четыре бойца в доме – три сына и отец. И она поняла, что всю свою жизнь будет посвящать детям. А раз так, значит, свою мечту решила реализовать в нас. За что мы ей очень благодарны. Хотя в детстве, будучи страшными эгоистами, конечно, мы не понимали того, что делают наши родители для нас, когда они, лишая себя всяких удовольствий, покупали пианино, синтезатор и т.д.
Боева:
- А на кастинги тоже они вас водили? Вы же еще в детстве снимались.
Сафронов:
- Да, в «Ералаше». Я помню, даже был такой момент, когда мы лет пять ходили на эту киностудию имени Горького, просились, чтобы нас сняли в «Ералаше». У мамы неожиданно случился нервный срыв, она сказала: ребята, мы пять лет ходим, неужели нельзя в одном «Ералаше» снять моих детей? Хотя мы с Андреем озвучили к тому моменту более 100 «Ералашей». У этих молодых актеров, которые там снимались, были проблемы с речью, поэтому мы приходили и выручали.
Боева:
- То есть вы эти пять лет уже звездили, только за кадром?
Сафронов:
- Да, за кадром, и никто не знал. За кадром мы познакомились и с Якубовичем, и с Ярмольником. Потом Семен Морозов как-то обратил на меня внимание, говорит: Сергей, давай снимем тебя в «Ералаше». И появился «Ералаш» «Знакомство». Потом я лично познакомился с Грачевским. И так получилось, что недавно я еще снялся в одном «Ералаше».
Боева:
- Через сколько лет после первого?
Сафронов:
- Я не считал. Лет 15, наверное, прошло.
Боева:
- Если говорить о знакомствах за кадром. Со своей супругой вы тоже фактически познакомились в кулуарах?
Сафронов:
- Конечно. Вы же должны понимать, что у актеров разных направлений – кино, театр, цирк или еще что-то, настолько плотно занят их график на съемочной площадке, никогда нет времени, конечно, познакомиться где-то на стороне невозможно. Тем более когда симпатичная гримерша, например, или симпатичная продюсер, как это было у нас с Машей. Она же на площадке становится для тебя еще и Музой.
Боева:
- А что это за фокус? Стала Маша Музой, а сейчас уже и двое детей. А потом вы женитесь только в феврале 2011 года, а свадьбу играете в июле. Это что за иллюзии?
Сафронов:
- Рождение детей это не иллюзия, это чудо. А что касается этого непонятного… Все должно было бы как бы наоборот. Это все издержки профессии, сумасшедший график и невозможность подготовиться и сделать все так, как мы задумали. Как-то мы с Машей, практически не сговариваясь, сошлись на том, что не хотим банальной свадьбы, где утром крадут невесту. Мы спокойно приехали в феврале с Машей, расписались, рядом были самые близкие – родители и братья. И 22 июля мы говорим: всех просим на корабль. Я даже не знал, что у меня столько друзей. Приехал Ваня Усачев, Мехди с супругой. Приехало очень много людей. Со стороны Маши вообще бешеное количество. Более 100 с лишним человек приехали на этот корабль, и мы так оторвались. «Ляпис Трубецкой» просто взорвал корабль. В общем, было здорово.
Боева:
- 6 лет назад «Битва экстрасенсов» началась. В кадре братья Сафроновы. Я подозреваю, что вас туда позвали специально, потому что вы способны докопаться до любого фокуса, до его корней, как это сделано, откуда у него ноги растут, условно говоря. Потому что вы большие скептики. Я даже смотрела какой-то сезон. И я всегда ждала комментариев Сергея Сафронова, потому что самые скептические комментарии как раз исходили от тебя. Интересно узнать твое мнение об экстрасенсах, об этом шоу и об отношении населения российского к этому шоу.
Сафронов:
- Действительно, мы оказались там не случайно. Огромное спасибо Оле Шмидт за это. Потому что сам формат подразумевает одного иллюзиониста. А тут пришли три, получается неформат, в общем, разрушили формат. Мы были безумно счастливы. Я не спал неделю после встречи в ожидании ответа, будем мы на этом проекте или нет. Потому что мечта о телевидении всегда была, есть и будет. В общем, оказались на этом проекте. Я даже предположить не мог, что этот проект будет так долго жить. Я думал, что один сезон снимем и всё. Но это такая штука, когда люди от безвыходности, что ли, что прижало к стенке, и нужно реально чудо. Люди идут к экстрасенсам. Это было всегда. Вспомните Кашпировского, Чумака. Просто сейчас мы опять вернулись и сделали это очень масштабно. На самом деле, начиная этот проект, мы не ожидали, что у нас будет такое детище, такой ребенок, который потом будет неуправляем. Мы были заинтересованы реально найти экстрасенсов.
Боева:
- Нашли?
Сафронов:
- Нашли. Но с ними вместе мы нашли тысячи шарлатанов и мошенников, которые наживаются на горе и несчастье людей.
Боева:
- То есть такой дар есть, но он настолько уникален, и все остальное надо как-то отфильтровывать?
Сафронов:
- Да. За 6 лет экстрасенсов, может быть, 5 мы нашли. Остальные это люди, которые очень грамотные психологи, до которых докопаться практически невозможно. Потому что экстрасенс вообще должен быть в первую очередь психологом хорошим. Ведь у нас у всех одни и те же болячки, мы одно и то же едим, у нас одни и те же проблемы – в личной жизни, на работе. И экстрасенсы благодаря наблюдению и багажу, которым они овладели во время общения с людьми, они умеют этим грамотно управлять и таким образом могут зацепить и развести любого человека. И придумывают много разных ходов. Сейчас, поскольку запретили, слава богу, рекламу целителей и экстрасенсов, они же как-то должны себя пиарить. Я начал писать книгу о мошенниках. Там они такие жуткие вещи придумывают. Например, у нас в 13-м сезоне есть такой экстрасенс Мустафа. Он входит всегда в дом и говорит: «Здесь призраки, надо чистить». К сожалению, у нашего населения в каждом доме уже призраки. Любой скрежет, у меня не получается что-то, меня либо прокляли, либо порча на мне, дом старый, все скрипит – значит, здесь сидит страшный домовой, которой высасывает мое здоровье и деньги. И вот есть два мошенника, которые называют себя охотниками за привидениями. Они приходят и говорят: вот визитка экстрасенса, он тебе поможет. Экстрасенс приходит, бабушку чистит полностью, а потом делится с этими псевдоучеными.
Боева:
- То есть чистят во всех смыслах?
Сафронов:
- Конечно. Есть другая история. Ко мне подходит молодой человек на улице, говорит: Сергей, у моей жены много подруг, но ни с кем она так тесно не общается, как с Нонной Хидирян, она и мне какие-то советы дает. Я говорю: ничего удивительного, она с вас деньги берет наверняка. Он говорит: нет. И тут я думаю: интересно. Нонна Хидирян подошла к людям на улице, познакомилась, теперь тесно общается? На нее это не похоже. И тут меня осенило. Я спрашиваю: а друзьям советуете? Он говорит: конечно. А с них она деньги берет. И таких примеров масса.
Боева:
- А есть кто-то из экстрасенсов, кому вы верите?
Сафронов:
- Есть. Я буквально вчера встречался с Мехди Эбрагими Вафа. Это победитель третьего сезона. Этот человек никогда не лезет ко мне: дай погадаю или угадаю. Мы всегда говорим о каких-то более конкретных и реальных вещах. Вчера на радио я общался с одним ведущим, который мне сказал, что хочет поднять акцию против экстрасенсов, против этого паранормального. Потому что развелось такое огромное количество мошенников, которые реально грабят людей. Ладно бы, грабили тех, кого не жалко, а то грабят бедную старушку, которая пришла к ним за последней надеждой, за чудом. И мы с Мехди придумали такую идею. Мы будем создавать проект, который будет заключаться в том, что мы будем разоблачать экстрасенсов, ловить их, что называется, за руку. И в первую очередь учить людей, как не попасться в лапы этих самых псевдоэкстрасенсов.
Боева:
- Откуда эта страсть к разоблачениям у человека, который сам создает иллюзию чуда? Вы сейчас делаете и новую программу, в которой будете раскрывать секреты каких-то фокусов.
Сафронов:
- Такого нет.
Боева:
- Разоблачать экстрасенсов.
Сафронов:
- Мы сделали программу с Иваном Охлобыстиным на Первом канале, где мы поделились… Эта история прошла уже давно. Мы не разоблачали секретики, мы поделились несколькими секретами нашего ремесла. Потому что это делал Гарри Гудини, это делает Дэвид Копперфильд, это делают все иллюзионисты, для того чтобы еще больше привлечь аудиторию к своему жанру.
Боева:
- Осталось тебе только представить песню.
Сафронов:
- «Семь лестниц в небеса». Исполняет Илья Сафронов, старший брат. Это его отдельная история. Он очень любит это делать, а мы его поддерживаем.