В Москве, в саду «Эрмитаж», прошла церемония вручения наград телевизионной премии «ТЭФИ» в категории «Профессия». «Вокруг ТВ» побывал в самой гуще событий и заметил: даже телеакадемики не смогли обойти стороной политику и поддержали оппозицию.
Кроме того, теледеятели много говорили о том, что телевидение должно становиться честнее, так как его много и нередко заслуженно ругают критики. В этом году лучших представителей профессии чествовали в «Новой опере». Самым пунктуальным оказался Михаил Барщевский. Придя первым, он долго стучал в закрытые двери, кому-то звонил и не понимал, как ему проникнуть в помещение театра.
Остальные гости приехали значительно позднее и не торопились входить в помещение театра, наслаждаясь на улице майской погодой и разговорами друг с другом. Юрий Николаев курил и увлеченно и эмоционально что-то рассказывал своим знакомым; Борис Берман и Ильдар Жандарев веселили друзей чем-то смешным;
Александр Любимов в красном галстуке давал интервью своим коллегам. Арина Шарапова позировала в элегантном зеленом платье фотографам. Зеленый вообще оказался цветом «ТЭФИ»: в наряде похожего оттенка щеголяла и Яна Поплавская.
Звезды, которые все-таки заходили в помещение театра, тут же попадали на фуршет, где обсуждали последние телевизионные сплетни и просто хорошую погоду. Алексей Лысенков, например, рассуждал о том опыте, который российские теледеятели научились перенимать у западных коллег:
— В профессию пришло много молодых активных людей, которые смотрят на то, что происходит на Западе, и учатся у них лучшему. Благодаря этому и происходит стремительное развитие российского телевидения.
Встречали гостей девушки в платьях времен Екатерины Великой: они предлагали теледеятелям алкогольные коктейли. С одной из них даже предложил сфотографироваться президент фонда «Академия российского телевидения» Михаил Швыдкой.
В числе последних пришел Александр Пушной. Он торопился на церемонию, но все же остановился перед фотографами. Правда, позировал несколько нетрадиционно, повернувшись спиной и заложив руки за голову.
Впрочем, узнаваемых персон в этот раз было меньше, чем неузнаваемых. Главные звезды телевидения соберутся вместе чуть позже, на вручении «ТЭФИ-2011» в категории «Лица», ну а 25 мая чествовали преимущественно тех, кто в своей работе остается за кадром.
После третьего звонка гости стали неспеша заходить в зал, где их уже ждали ведущие первого блока церемонии Ирина Роднина и Михаил Барщевский.
— Телевидение объединяет людей совершенно разной ориентации. Ирина приехала сюда из «Единой России», а я с «Эха Москвы», — начал Барщевский сразу с политической темы, отойти от которой не получалось на протяжении всей церемонии.
— Политики не вылезают с экрана, а спортсмены и актеры сидят в Думе… — продолжил он.
Политическую тему подхватил и Швыдкой, выйдя на сцену с приветственным словом:
— Я счастлив, что мы собрались здесь. Было много не верящих в то, что церемония состоится. Многие считали, что Академия телевидения умерла, но это не так. Телевидение весь год жило вместе с обществом: у одних была Болотная площадь, у других — Поклонная гора, но мы сегодня собрали здесь и тех, и других.
Вообще церемония стала событием, на котором о политических проблемах действительно говорили свободно. Теледеятели замечали: без политики в современном российском обществе обойтись нельзя. Не зря на церемонии даже выступили участники оппозиционного проекта «Гражданин поэт» — «живые мертвецы», как назвали их ведущие «ТЭФИ» (проект официально объявил себя закрытым и даже устроил поминки по себе). Правда, ведущие немного ошиблись. Михаил Ефремов не стал воскрешать «Гражданина поэта», а представил нечто новое — «Гражданина хорошего». Неожиданно, но «гражданином хорошим» в новом цикле стихов Дмитрия Быков стал… Владимир Путин. В гриме Беллы Ахмадулиной Ефремов прочитал пародию на стихотворение «По улице моей который год». Путин здесь был представлен как единственный герой поэзии, да и вообще единственный герой России: «Еще какой-то, правда, был второй, на букву М, а может, на другую»…
Первым же блоком номинаций стало «Искусство документального телевизионного жанра». Барщевский заметил, что больше всего документальных фильмов было снято как раз об Ирине Родниной.
— За 12 лет побед что-нибудь да обязательно снимут, — скромно пояснила его соведущая.
В номинации «Документальный телевизионный фильм» победила картина «Река жизни», а лучшими документальными сериалами были признаны фильмы «Коммунальная столица» и «Битва за Север». Правда, Кирилл Набутов, написавший сценарий «Битвы за Север», из-за путаницы узнал об этом лишь тогда, когда вышел получать другой приз — за лучший сценарий.
— Что за бардак? — не понял он.
— Да не бардак, вы просто получили не одну награду, а две…
Произошла неразбериха и во время награждения лучшего оператора документального кино. Победителем стал Александр Александров из Хакасии («Республика Хакасия», цикл «Тюрки России»). По крайней мере, так сказали ведущие:
— Он из Чувашии… — пояснили коллеги победителя, пришедшие за статуэткой (сам Александров находится в командировке и не смог приехать).
— Широка страна моя родная… — попыталась исправить ситуацию Роднина.
В номинации «Документальная программа об искусстве» победил фильм «Станислав Лем» из цикла «Гении и злодеи» — последний проект Льва Николаева, которым он руководил из больницы за несколько недель до смерти. Эту победу зрители отмечали стоя.
Ведущей второго блока, посвященного сериалам и художественному кино, стала Светлана Зейналова, а первым в этом блоке награду получали художники-постановщики, вернее один художник-постановщик — Олег Матвейчук за сериал «Крепость» (многосерийная версия фильма «Брестская крепость»).
Награждая победителя, ведущие почему-то заметили:
— Здесь путают имена, Чувашию называют Хакасией, зато наливают и дарят подарки без заминок…
Впрочем, заминки после этого прекратились.
Сериал же «Крепость» стал триумфатор «ТЭФИ», собрав сразу несколько статуэток «Орфея»: в номинациях «Звукорежиссер телевизионного художественного сериала», «Оператор» и «Режиссер» (Александр Котт). Стоит заметить, что полнометражная версия картины (которая гораздо динамичнее, интереснее и эмоциональнее многосерийной) в свое время кинонаградами была обделена.
— Не знаю, почему так произошло, — растерянно рассказал «Вокруг ТВ» режиссер Александр Котт. — Такая судьба… Для меня для самого загадка… Но «ТЭФИ» — тоже хорошо… «Орфей» по весу тяжелее других кинонаград и в интерьере будет лучше смотреться.
А вот любимый нашими читателями сериал «Серафима прекрасная» был отмечен в номинации «Лучший сценарий художественного сериала».
— Боже мой! Боже мой! Курить! Курить! — растерянно повторяла сценаристка и режиссер проекта Каринэ Фолиянц, торопясь выйти на улицу. Так что эмоции на церемонии были самые настоящие и порой непредсказуемые.
Третьим блоком стала «Дизайн». Тут, например, были отмечены проморолики «Прожекторперисхилтон» (те самые, где ведущие как будто скучали друг без друга).
— Кто бы сомневался! — воскликнула Арина Шарапова, вручавшая награду.
Лучшими же продюсерами фильма были призваны продюсеры «Закрытой школы»: Александр Акопов, Татьяна Беличенко, Вячеслав Муругов и Наталья Шнейдерова. И это при том, что им пришлось конкурировать с таким успешным и рейтинговым проектом, как «Глухарь». По признанию создателей «Закрытой школы», именно эта номинация для них самая важная из всех, что вручались сегодня.
Вслед за продюсерами наградили лучшую программу о спорте. Ей оказался проект «Реальный спорт».
Получили свою награду и создатели специального репортажа. Здесь тоже не обошлось без политики: победителем стал проект оппозиционного канала РЕН-ТВ «Ноты протеста».
Очень интересным получился блок номинаций, посвященных телепрограммам, ведь именно они составляют основу любого телеэфира. Так, например, лучшим проектом о науке стала «Эволюция»:
— Наука есть! Наука жива! — радостно кричали победители в фойе.
«Танцы со звездами» были отмечены за операторскую работу, «Большая разница» — за сценарий.
Сценаристы так радовались за сценой и так бодро подбрасывали приз, что чуть не уронили его. Их громогласное «Ура!» оглушительно разносилось по всему театру «Новая опера».
Лучшей же информационно-развлекательной программой предсказуемо был признан проект «Прожекторперисхилтон» — «коллеги» «Большой разницы» по Первому каналу. И вновь в фойе раздавались крики, а бесценный приз чуть было не оказался на полу.