В отличие от "Оскара", "Золотой глобус" разделяет жанры драматического кино и жанры комедийно-музыкальные, вынося их в особую категорию номинаций. Что правильно: в общей номинации комедии почти всегда проиграют драме - считаются другой весовой категорией (прошлогодняя победа "Артиста" - скорее приятное исключение, чем закономерность).
В области драмы у "Золотого глобуса" лидируют "Операция "Арго", "Линкольн", "Цель номер один", "Жизнь Пи" и "Джанго освобожденный". В жанрах комедии и мюзикла в пятерку лучших фильмов вошли "Мой парень - псих", "Отверженные", "Отель "Мэриголд", "Королевство полной луны" и "Рыба моей мечты".
В категории "Драма" лучшими исполнителями мужской роли эксперты "Глобуса" сочли Дэниела Дэя Льюиса ("Линкольн"), Дензела Вашингтона ("Экипаж"), Джона Хоукса ("Суррогат"), Хоакина Феникса ("Мастер") и Ричарда Гира ("Арбитраж"). Из актрис драматических фильмов "Глобус" симпатизирует Джессике Чэстейн ("Цель номер один"), Марион Котийяр во французском фильме Жака Одияра "Ржавчина и кость", Хелен Миррен в "Хичкоке", Наоми Уоттс в "Невозможном" и Рэйчел Вайс в "Глубоком синем море".
Как дела с актерами в жанрах комедии и мюзикла? Здесь впереди Хью Джекман в "Отверженных", Брэдли Купер ("Мой парень - псих"), Билл Мюррэй в "Гайд-парке на Гудзоне" - эта комедия Роджера Мичелла о любви Рузвельта к его кузине Маргарет впервые выходит на арену "Оскара", Юэн Макгрегор в "Рыбе моей мечты" и Джек Блэк в "Берни" ("черная комедия" Ричарда Линклэйтера о гробовщике, укокошившем богатую вдовушку; она тоже впервые засветилась в числе лидеров, но великая Ширли Маклейн, играющая погибшую, а потом воскресшую вдову, увы, никак не отмечена). Зато отмечены ее не менее звездные товарки по профессии Дженнифер Лоуренс ("Мой парень - псих"), Мерил Стрип ("Весенние надежды"), Джуди Денч в "Отеле "Мэриголд", Эмили Блант в "Рыбе моей мечты" и Мэгги Смит в "Квартете" - дебютной режиссерской работе Дастина Хоффмана.
Среди исполнителей ролей второго плана оказаться в номинантах - уже без разделения на жанры - повезло Леонардо ДиКаприо ("Джанго освобожденный"), Филипу Сеймору Хоффману ("Мастер"), Кристофу Вальцу ("Джанго освобожденный"), Алану Аркину ("Операция "Арго"), Томми Ли Джонсу ("Линкольн"), Энн Хэтуэй ("Отверженные"), Эми Адамс ("Мастер"), Хелен Хант ("Суррогат"), Салли Филд ("Линкольн") и Николь Кидман ("Газетчик"). Лучшим режиссерами на этом этапе гонок считаются Бен Аффлек ("Операция "Арго"), Кэтрин Бигелоу ("Цель номер один"), Стивен Спилберг ("Линкольн"), Квентин Тарантино ("Джанго освобожденный") и Энг Ли ("Жизнь Пи"). Лучшие сценарии "Глобус" находит в "Джанго освобожденном", "Линкольне", "Моем парне - психе", "Цели номер один" и "Арго".
Из анимационных картин на финишную прямую вышли "Франкенвини", "Ральф", "Храбрая сердцем", "Отель "Трансильвания" и "Хранители снов". Российских зрителей более всего интересует номинация "Лучший фильм на иностранном языке", в которой на стадии национального "оскаровского" отбора фигурирует военный фэнтези Карена Шахназарова "Белый тигр". Эксперты "Глобуса" ни на этот национальный отбор, ни на правило "от одной страны - один фильм" не обращают внимания и могут выбирать иностранные фильмы по своему усмотрению. Они включили в свой шорт-лист французскую драму "Ржавчину и кость", опять-таки французских "Неприкасаемых" (в нашем прокате - "1 + 1"), датско-шведский "Королевский роман", норвежско-датскую приключенческую ленту "Кон-Тики" и, конечно, австро-французскую "Любовь". Из саундтреков "Глобус" выделяет музыку к "Анне Карениной", "Линкольну", "Жизни Пи", "Арго" и "Облачному атласу".
Ассоциация иностранных журналистов, аккредитованных в Голливуде, формально представляет прессу 55 стран мира. Об их реальном представительстве можно судить по именам тех, кто голосует там от имени Российской Федерации: это никому у нас не известные Нелли А. Холмс, Кэтрин Тулич и Али Сар, живущие в США журналист Сергей Рахлин и культурист Александр Невский. "Золотой глобус" не раз подвергался нападкам в американской печати за то, что его решения сильно зависят от числа и размаха обедов, приемов, увлекательных вояжей и невинных подарков, на которые охотно тратятся пиар-службы фильмов-претендентов. Тем не менее, церемония вручения этих призов считается одной из престижнейших в Голливуде, а призеры, повторяю, так часто совпадают с призерами "Оскара", что заставляют подозревать членов Киноакадемии в штудировании не столько номинированных фильмов, сколько итогов "Золотого глобуса".