28 марта в российский прокат выходит фильм "G.I. Joe: Бросок кобры 2". Для вышедшего в 2009 году "Броска кобры", поставленного создателем "Мумии" - Стивеном Соммерсом, сложно подобрать адекватное русскоязычное определение. Ярлык «блокбастер», с равным успехом подходящий и «Титанику», и очередному «Крепкому орешку», не отражает всей специфики творения Соммерса
— куда лучше его описывает англоязычное выражение «
explosion porn». «Бросок» соответствует всем формальным признакам порнографической продукции: в главных героях
— аппетитные женщины плюс невыразительные, но мускулистые мужики, а основной сюжет важен исключительно как формальная связка между рядом «сцен»
— герои которых долго и увлеченно выбивают друг из друга дурь, предусмотрительно разбившись на парочки.
За всем бесконечным количеством претензий, какие можно предъявить «Броску кобры» Соммерса, не стоит забывать единственный факт: американские зрители по определению воспринимают этот фильм по-другому, нежели их русскоязычные сверстники. Команда суперсолдат
G.
I.
Joe — не патриотичное изобретение сценариста Стюарта Битти, а популярная серия игрушек, которая выходит с 1964 года.
Команда Джо
— детище компании
Hasbro, которая решила в пику своим главным конкурентам
— создателям куклы Барби из
Mattel — придумать не менее востребованную игрушку, но для мальчиков. Название позаимствовали из сленга времен Второй Мировой, когда выражение «
government-
issue Joe» (сокращенное
G.I.)
— грубо говоря, «Джо на госслужбе»
— использовали для обозначения любого армейского служаки.
Игрушечные патриоты немедленно стали пользоваться громким успехом. Единственный спад популярности
G.
I.
Joe приходится на начало 1970-х годов
— когда на волне вьетнамского конфликта милитаристский пафос неожиданно стал непопулярен. Тут, что интересно, положение спасло кино: популярные жанровые фильмы, и в первую очередь «Звездные войны», вновь пробудили у подростков тягу к игре в войнушку. Солдаты
G.
I.
Joe все меньше становятся похожими на реальных людей и больше
— на собирательный образ героя боевика всех жанров сразу: на 1970-80-е приходится период увлечения солдат команды Джо кун-фу и даже их кратковременная вылазка в космос.
В 1980-е, когда, предвосхищая панику вокруг международного терроризма, команда Джо обзавелась коварными врагами в лице лидеров организации Кобра, эксперименты закончились, и началось процветание, которое не прекращается и по сей день. Интерес к бренду поддерживается с помощью видеоигр и ностальгических переизданий старых серий солдатиков
— те, кто игрался в 1960-е с первыми «суперсолдатами», теперь знакомят с ними своих внуков.
Долго созревавшую идею перенести историю сражений команды игрушечных солдатиков с неумолимыми террористами на большой экран можно критиковать. По своей абсурдности она где-то вровень с замыслом создать киноверсию «Монополии», о которой сравнительно недавно проболтался Ридли Скотт. Но вряд ли этой критике будут внимать подростки, у которых были те же самые солдатики
— посмотреть на то, как они бегают друг за другом по большому экрану без всякого твоего участия, наверняка было приятно каждому из них.
Ко всему прочему, уцепившись за подобную диковатую идею, создатели «Броска кобры» и в остальном решили себя не ограничивать. В фильме Соммерса рушится Эйфелева башня, а в конце террорист принимает обличье президента и довольно насвистывает, окидывая взглядом кабинет в Белом доме. Все это выглядит как самопародия, и уже хотя бы в силу этого может невольно развлекать.
Итак, какие надежды на «Бросок кобры 2» могут возложить желающие узнать, останется ли фальшивый президент в исполнении Джонатана Прайса на своем посту и что ждет «универсальных солдатиков» в дальнейшем? Прежде всего, приготовьтесь к удару под дых: ничтоже сумняшеся, Джон Чу и прочие продолжатели дела Соммерса решили перебить большую часть героев первого фильма.
Сколь бы не раздражало комикование Марлона Уэйанса в первом «Броске», все равно коробит равнодушие сценаристов к главным героям собственной франшизы. Подобное категорическое сжигание мостов напоминает безжалостные к зрителю вступительные титры третьего «Чужого»
— где походя убивают героев, на спасение которых ушла большая часть второго фильма. Персонажам актеров, с которым не удалось продлить контракт, всегда можно придумать долгосрочный отпуск, внезапный алкоголизм или амнезию, но до прискорбия часто в такой ситуации их попросту убивают.
Но имеем то, что имеем: согласно сюжетной завязке «Броска кобры 2», президент (который и не президент совсем) объявляет команду
G.
I.
Joe вне закона, и большую часть солдат ликвидируют. Твердолобый Чаннинг Татум и еще пара героев, впрочем, остаются невредимы. Сам Татум, надо полагать, не удержится от соблазна занять пару минут хронометража рассуждениями о том, «стоит ли сражаться за страну, которая нас не ценит», но потом быстренько вернется в строй и разрушит очередной замысел Кобры (представители которой не склонны к оригинальности и во второй раз попытаются что-нибудь подорвать новейшими боеголовками).
Съемки второго «Броска» не обошлись без ряда примечательных происшествий (в том числе одного трагического
— во время съемок в Новом Орлеане погиб, вероятно, по собственной неосторожности, член съемочной группы), однако главная неожиданность была припасена на десерт. Боссы
Paramount Pictures решились на довольно рискованный скачок (к тому же в условиях некоторого дефицита собственных премьер) и перенесли мировую премьеру с июля 2012-го на март 2013-го года. Некоторые назвали случившееся «ошеломляющим»
— резкий перенос даты последовал как гром среди ясного неба, последовав сразу за агрессивной рекламной кампанией.
Официальное объяснение, согласно которому фильм решили конвертировать в 3
D, а заодно прощупать почву «на международном рынке», выглядит не слишком убедительно. Как предполагают эксперты, дело здесь в том, что за время работы над «Броском 2» Чаннинг Татум успел стать большой звездой. Посему режиссеру поручили в срочном порядке доснять сцены, в которых подробнее раскрывается его дружба с новым героем в исполнении Дуэйна Джонсона, а также перемонтировать фильм, чтобы персонаж Татума в итоге остался жив. Если сравнить годичной давности постеры с нынешними, также несложно заметить, что Татум появляется на последних, подобно призраку.
Источники в
Paramount, на которые ссылается портал
Deadline, также отмечают, что представители компании решили не сталкивать в прокате двух Татумов
— того, что сражается за благо Америки, и того, что танцует стриптиз в «Супер Майке» Стивена Содерберга (этот фильм, как и ожидалось, вышел в прокат в июле 2012-го года). Если вспомнить, что «Супер Майк» снят за два месяца при бюджете в 7 миллионов, а во второй «Бросок» было вложено $185 млн, ситуация выглядит особенно забавной. Кто первым купит билеты на «Бросок кобры 2», кроме самых преданных фанатов серии игрушек и первого фильма? Надо полагать, те, кого привлекут два новых имени в списке актеров
— Дуэйн Джонсон и Брюс Уиллис. Второму достанется роль основателя
G.
I.
Joe Джозефа Колтона (в первом фильме командой руководил Деннис Куэйд, которого уговорил подписаться на роль его сын; видимо, уговаривал не слишком сильно, и его генерала Хока постигнет судьба большей части протагонистов первого фильма).
Уиллиса любят все, но особой разборчивостью в последнее время он явно не страдает. Так что даже звезда первого класса, и даже в компании крепкой звезды статусом чуть пониже,
— никак не повод ждать, что создателям второй части франшизы удалось прыгнуть выше головы.
Лишь некоторые детали настраивают на позитивный лад. Первый «Бросок кобры» под конец превращается из почти невыносимого
military porn в крепкий проходной комиксоид (людей в форме на экране становится меньше, а карикатурных злодеев
— больше) с, увы, не слишком выразительным главным героем. Если судить по трейлеру, второй «Бросок кобры» сохранил этот правильный комиксовый вектор. Заодно создатели фильма преподнесли зрителям маленький сюрприз в виде лидера Wu-Tang Clan, именитого хип-хоп-продюсера
RZA в роли ниндзя по имени Слепой мастер.
Будем надеяться, что почти полная перезагрузка пошла второй «Кобре» на пользу. По крайней мере, этот фильм получится другим. Кстати, «Супер Майк» с Татумом, конкуренции с которым решили избежать продюсеры «Броска», окупился в прокате 23-кратно,
— в общем, есть, на кого ровняться.