В Петербурге, Москве и Московской области продолжаются съемки 8-серийного телефильма Рауфа Кубаева "Фантом", съемочный период которого продлится до 30 октября 2013 года. Телефильм запланирован к показу в 2014 году на Первом канале. В фильме заняты: Георгий Тараторкин (Дмитриев), Елена Сафонова (Нина Дмитриева), Юлия Снигирь (Наталья), Евгений Цыганов (Сомов), Михаил Гаврилов (Артем), Александр Робак (Карпенко), Мария Машкова (Елена), Елена Шевченко (мама Лены), Юлия Ауг (Лариса Карпенко), Валерий Баринов (Крючков), Александр Тютин (Грушко) и Вадим Андреев (Маркелов).
На дворе 1985 год, начало заката великой державы и переломный момент в Холодной войне. Одни уже почувствовали «ветер перемен» и готовятся найти себе достойное место в новой жизни, другие - упрямо следуют своим представлениям о долге и профессиональной чести. Среди них - молодой офицер «без страха и упрека» Сомов (Евгений Цыганов). Ему предстоит участвовать в спецоперации 2-го главного управления КГБ СССР, которая станет ответом на одну из крупнейших в истории советских спецслужб утечку секретной информации: после предательства высокопоставленного разведчика оказываются под угрозой сотни зарубежных агентов. Цель операции - выйти на посольскую резидентуру ЦРУ и внедрить под видом очередного предателя специального агента, через которого можно сообщать выгодную советской стороне дезинформацию, а также выяснить каналы секретной эвакуации советских граждан под дипломатическим прикрытием. В игру вступает американская контрразведка, для нее возможный информатор - «Фантом», человек без свойств.
Действие фильма разворачивается на заре Перестройки, на фоне обострения борьбы за власть в советском руководстве. Поэтому речь идет не только о противостоянии разведок двух супер-держав, но и о внутренней борьбе между управлениями Госбезопасности. В этой шахматной партии пешками становятся простые агенты и члены их семей. Детективная и шпионская линия, таким образом, дополнена семейной драмой о повседневной жизни разведчиков.
Все совпадения с реальными событиями и лицами - неслучайны. Сценарий фильма, созданный метром отечественного кино Александром Бородянским совместно с Рауфом Кубаевым, который также выступил в качестве режиссера, основан на реальных событиях. Предательство, совершенное в 1985 году бежавшим на Запад полковником Первого управления Олегом Гордиевским, стало катализатором многих важных событий как на международной арене, так и в недрах КГБ. Хотя советская сторона отрицала существенность нанесенного Гордиевским ущерба, современные историки разведки называют его вторым, после Олега Пеньковского, наиболее ценным агентом западных спецслужб.
Съемочная группа старалась тщательно воспроизвести антураж столь недавнего советского прошлого. Роль Лубянки досталась Институту Горного Дела в Люберцах, где были оборудованы кабинеты образца 1985 года с их массивными столами, средствами спецсвязи и непременными бюстами «лучшего друга детей» Феликса Дзержинского. Авторы фильма также сотрудничали с Музеем автотранспорта города Москвы, предоставившим раритетные «Волги», среди которых были машины, реально участвовавшие в оперативной работе.
Рауф Кубаев об атмосфере предательства и правдоподобии:
«Первоначальный вариант сценария был написан Александром Эммануиловичем Бородянским много лет назад. Потом мы долго над ним работали, мы хотели добавить человеческое измерение, чтобы это было не просто шпионское кино. Хотели показать, что разведчики - люди со своими проблемами, со своими, что называется, «тараканами в голове».
Александр Эммануилович много работал с источниками, разговаривал с участниками тех событий. Я знаю, что это операция реально планировалась, хотя и не была осуществлена. Мы тогда не понимали, что происходит, для этого нужно время. Но многие в восьмидесятые ощущали, что в воздухе висит атмосфера предательства.
Наш фильм о конкретном предательстве - отдельно взятой страны, отдельно взятой семьи. А главный герой - единственный в фильме, кто никого не предает.
Это будет выглядеть достаточно правдоподобно. Конечно, всегда найдется тот, кто смотрит кино, чтобы обнаружить какой-то ляп и с гордостью написать об этом в Интернете. Неточности есть везде и всегда, возьмите хотя бы «Семнадцать мгновений весны». Это верный признак популярности: чем известнее фильм, тем больше внимания к нему приковано.
Но мы все же снимаем кино, а не делаем историческую реконструкцию 25-летней давности. Наша задача - захватить зрителя, дать ему эмоции и переживания...»
Елена Сафонова o том, что могла бы стать разведчиком:
«Это одна из тех ролей, которые я считаю трудными. В ней мало слов, моя задача - не мешать тому, что происходит в кадре.
Быть женой разведчика - сложнее, чем может показаться. Она не проявляет своих чувств, холодна с детьми. Мне вообще часто предлагают подобные роли, наверное, у меня подходящая внешность, чтобы играть персонажей, закрытых от внешнего мира.
По-моему, в другой жизни я могла бы стать разведчиком, у меня бы получилось.
Моя героиня - жена высокопоставленного человека, она строго воспитала свою дочь. Мы всегда сидим с прямой спиной, как если бы у нас были гости. При этом, она все держит в себе, она не может поделиться с окружающими тем, что ее беспокоит. Мне кажется - это фильм для взрослых людей, которые помнят о том, что было, и хотели бы это осмыслить...»